Эмблема психологии Каталог психологических сайтов калужской области

главная страница каталога другие психологические сайты статьи калужских психологов калужская ψ в социальных сетях вакансии для психологов сообщить о новом сайте установить ссылку на этот сайт идейно-гостевая книга
Внимание!

Препечатка материалов только с разрешения администрации сайта или авторов статей (с уведомлением администрации сайта) и с обязательным указанием авторства и гипертекстовой ссылкой на сайт-каталог сайтов Калужской области.

Психологам не лишенным литературного дара.

Предположим, у вас есть психологическая статья (научная или научно-популярная) еще не опубликованная в интернете. Это означает, что вы можете опубликовать ее на этом сайте. Отправляйте ее нам, мы cделаем все необходимое, чтобы все могли ознакомиться с ней.


Черным шрифтом напечатана статья автора. Синим шрифтом напечатаны комментарии психолога.

Почему так трудно и не хочется идти к психологу.


Пожалуй, эта тема – одна из самых распространенных на различных сайтах, форумах и дискуссиях, где встречаются, с одной стороны, психологи и психотерапевты, а с другой – их потенциальные клиенты. Итак, почему люди не доверяют психологам, а предпочитают разбираться в своих проблемах сами - даже когда уже очевидно, что самостоятельно разобраться не получается? В конце концов, хирурги тоже попадаются разные, в том числе пьяницы, троечники и криворукие халтурщики, однако их пациенты почему-то не пытаются расковырять воспаленный аппендикс самостоятельно или с помощью доверенной подруги.

Конечно, причин такого недоверия к психологам немало – от портящих всю дальнейшую жизнь утечек медицинской информации в советские времена до вполне современных страхов показаться слабаком и неудачником, не умеющим самостоятельно справляться со своими проблемами. Кто-то не хочет «выносить сор из избы» и жаловаться на домашних, кому-то стыдно рассказывать про особенности своей физиологии. Многие и рады бы посоветоваться с профессионалом, но ни сил, ни денег не хватает на несколько неудачных попыток, а где и как с первого раза найти специалиста, которому можно довериться, люди не знают. Но есть в числе этих причин еще и такая, которая, на мой взгляд, связана с установками самих психологов.

Предположим, человек обращается к психологу с серьезной проблемой, которую не может решить своими силами, и эта проблема объективная, то есть, она заключается не в том, что человек неправильно воспринял (или истолковал) окружающую его реальность. Более того: человек долго пытался найти решение, изучал и анализировал все доступные ему факты, аспекты и возможности, - в общем, старательно искал лазейку в той глухой стене, которая перед ним выросла. Не вышло. Нужен специалист.

С определенной точки зрения, абсолютно все проблемы являются субъективными и все вполне можно рассматривать, как проблемы неправильного восприятия. Я придерживаюсь часто именно такой точки зрения, по крайней мере, относительно своих проблем.

И вот он идет к специалисту.

Как-то раз один психолог, разговаривая со мной не по работе, разоткровенничался и сказал буквально следующее: чтобы с клиентом было удобно работать, его нужно слегка "опустить". Иначе клиент будет рыпаться, держаться за свою гордыню и свои неправильные способы решения, которые его уже ни к чему хорошему не привели (если уж ему понадобилась помощь). В общем, для экономии времени-сил и врача, и пациента, следует поставить пациента в положение "младшего" и примять его своим авторитетом, чтобы он не выпендривался, а слушал специалиста. При всем уважении и доверии к этому врачу – а я много лет его знаю, как достойного человека, и в своем медицинском учреждении он на хорошем счету, - я была шокирована этим заявлением.

Вы уверены, что все правильно поняли? Рекомендую задать ему вопрос, относительно всех или только некоторых клиентов он считает правильным так себя вести? Хотя признаюсь, я знаком со специалистом, который действовал именно таким образом относительно меня. Честно скажу, что это мелочь по сравнению с той пользой, которую я получил.

Еще один психотерапевт, мой знакомый по Интернету, - весьма известный и востребованный как специалист, - выразился так: "Я со второй реплики распознаю, когда со мной начинают играть в "Да, но..." и моментально это пресекаю." Перевожу на бытовой язык. Клиент приходит с проблемой, психотерапевт его выслушивает и дает совет. Клиент говорит "Да, но ситуация на самом деле сложнее..." Психотерапевт дает еще один совет. Клиент опять говорит: "Да, но это я тоже не смогу сделать, потому что..." И на этом месте психотерапевт слушать клиента перестает. Он - со второй реплики - опознал смысловую конструкцию "Да, но.." и железобетонно уверен что он, психотерапевт, уже знает, как выглядит ситуация клиента со всеми ее фактами и аспектами. И что все последующие уточнения клиента - и даже факты, которые могут выплыть в процессе этих уточнений и о которых клиент не рассказал с самого начала, - ничего в этом понимании не изменят. Интересный подход, правда?

Очень странно. По моему мнению, если клиент начинает играть в «Да, но», это значит, что психотерапевт использует устаревший подход к клиенту, или просто халявит. В «да, но» можно играть, только если специалист дает советы, а ведь работа психолога не в советах состоит. К стати «Да, но» это «игра» суть которой описана Эриком Берном в его книгах. Я полагаю, что использовать этот термин лучше прочитав о ней у Берна. Иначе можно впасть в очень неправильное восприятие. Кстати книжки его очень интересные и легко читаются.

Еще один специалист говорил, что если человек пришел к нему со вполне распознаваемой проблемой такого-то плана, но не обратится к нему, специалисту, с прямой просьбой о помощи в формате "мне плохо, больно и страшно", то он, специалист, ему помогать не будет.

Это как-то странно вообще! Может здесь тоже какое то неправильное восприятие?

С одной стороны, это все можно понять. Неоднократно приходилось слышать один из принципов профессиональной психологической этики: сено за лошадью не ходит, не психолог должен бегать за клиентом, а клиент должен придти к психологу. Запрос о помощи со стороны клиента обязателен, потому что если человек не видит проблему (или не хочет ее видеть) и не готов над ней работать - психолог просто не сможет помочь. Да и психологи сами не железные, и необходимость тратить силы, время и нервы не только на, собственно, работу по выходу из ситуации, но и на то, чтобы уломать кочевряжащегося клиента, их в восторг не приводит. Да и результат проблематичнее.

А с другой стороны, с точки зрения потенциального клиента, выходит вот что. Сначала ты расписываешься в неэффективности при решении проблемы, возникшей в твоей собственной жизни. Расписываешься уже по факту обращения к психологу, что тоже требует определенного смирения. Потом тебя проминают до позиции Глупого Младшего, который априори хуже видит собственную ситуацию, чем Умный Старший, который помогает ему в этом разобраться. Я надеюсь, что не многие психологи работают в этом стиле. Мало того, что это обидно и снижает самооценку :-) Это еще и неверно по сути. Люди бывают разные, да. Одни умеют думать, а другие не очень - а стресс, ряд болезней и прочие обстоятельства могут сильно усложнить думанье и тем, кто вроде бы умеет. Мне кажется, умение думать мало влияет отсутствие психологических проблем. Человек, которого я встречал по жизни и считаю, что он умеет думать на очень высоком уровне – Вассерман. Но мне кажется, что психологических проблем у него, не меньше чем у других. Но не факт, что психолог Сразу Все Понял. Точнее, что Понял Сразу и Правильно. Нет, понятно, что психологу, который работал в военном госпитале с ребятами, потерявшими руки-ноги в чеченской войне, не обязательно самому отрывать руки, чтобы он изнутри посмотрел на проблему. Но и думать, что он на основе чисто теоретических знаний лучше любого из своих клиентов понимает и чувствует любую конкретную ситуацию - это, воля ваша, некоторое преувеличение.

Полагаю, что назвать знания психолога чисто теоретическими – это неправомерно, если вы имеете ввиду практикующих психологов. Не совсем понятно, зачем обсуждать лучше или хуже клиентов психолог понимает или чувствует их ситуацию. Представьте ситуацию в роддоме. Две беременные молодые женщины лучше понимают и чувствуют ситуацию друг друга, но почему то пришли принять помощь специалиста, который может и родить никогда не сможет.

И вот психолог со своей позиции Умного Старшего начинает настойчиво предлагать клиенту свое понимание его, клиента, ситуации. Я предполагаю, что не многие психологи работают в подобном стиле. А клиент чувствует себя достаточно неловко. Он же сам и к психологу пришел, расписавшись в своем бессилии, и еще и о помощи попросил УБЕДИТЕЛЬНО - и как же нелогично, только что эту помощь попросив и приняв старшинство специалиста, начинать брыкаться и говорить, что он, специалист, вот тут, тут и тут неправ, а вот этот способ, который специалист предлагает, неприемлем для него, клиента, например в силу религиозных убеждений...

Именно поэтому многие люди, вполне осознающие свою проблему, к психологам не обращаются. И я не удивлюсь, что поведение потенциального клиента, который в принципе понимает необходимость психотерапии, но при этом как бы хочет, чтобы его уговаривали лечиться, - что поведение этого потенциального клиента на самом деле направлено на уравновешивание перекоса "старший-младший" в отношениях с психологом. Потому что если не только клиент просит о помощи, но и его просят, чтобы он эту помощь принял, то как бы и заинтересованность получается двусторонняя, и отношение симметричное. Это очень ценная мысль для меня. Большое за нее спасибо, да и за всю статью тоже. Конечно, этот способ трудно назвать конструктивным. Но тот идеал, о котором говорят наиболее разумные психологи, - взаимное уважение, обоюдная и равноценная (хотя и разная по сути) активность и совместная работа психолога и клиента по решению проблемы, - достижим только усилиями обеих сторон.

 

Автор - Александра Киселева. Комментарии Дмитрия Орлова.

 


написать администратору сайта добавить в избранное сделать загрузочной

Сайт психологических тестов
Rambler's Top100 © AGA web-design, 2008, Kaluga.
Hosted by uCoz